Когда ливанские мусульмане сегодня вечером сели за свой первый ифтар Рамадана, еда перед ними будет стоить значительно дороже, чем шесть недель назад.
Ближневосточная страна, которая уже погрязла в экономическом кризисе и боролась с инфляцией до того, как разразилась война в Украине, теперь столкнулась с еще более высоким ростом цен на пшеницу и растительное масло.
«В 2021 году, когда цены уже выросли, я использовала одно и то же масло для приготовления нескольких блюд», — рассказала на этой неделе фонду Thomson Reuters Foundation Мона Амша из Бейрута. — Сейчас я даже этого не могу.
Опасения по поводу импорта пшеницы, более 60% которого в прошлом году поступило из Украины, особенно остры, поскольку запасы Ливана ограничены. Огромный взрыв, который произошел в порту Бейрута в августе 2020 года и унес жизни более 200 человек, также разрушил основные зернохранилища. В результате считается, что в стране достаточно пшеницы, чтобы продержаться всего около шести недель.
Правительство заявило, что оно пытается обеспечить импорт свежей продукции из Индии, США и Казахстана, что повлечет за собой перевозку зерна на гораздо большие расстояния по все более дорогим морским маршрутам. Между тем, по словам министра сельского хозяйства Аббаса Хаджа Хасана: «Сегодня в Ливане нет пшеничного кризиса».
Но дефицит уже начинает проявляться на полках супермаркетов; Некоторые пекарни ограничивают хлеб, и рост цен с начала российского вторжения в Украину очевиден, говорит Бужар Ходжа, региональный директор Care International.
«С 24 февраля по 21 марта мы наблюдаем общий рост цен на продукты питания на 14%», — говорит он. «Для хлеба, например, это 27%. Для белого сахара это 72%. Для подсолнечного масла это 83%». Также растут опасения по поводу стоимости топлива, необходимого для снабжения электричеством и водой.
Немногие слои общества более уязвимы перед этими изменениями, чем 1,5 миллиона сирийских беженцев в Ливане, большинство из которых живут в условиях крайней нищеты и зависят от продовольственной помощи. Многие бежали от российских бомбардировок на своей родине и теперь готовятся ощутить на себе последствия еще одной войны Владимира Путина.